Психологическая служба детского сада "Ляйсан" с. Авдон: Шайдуллина Анастасия Николаевна

Порядок рождения детей и развитие личности ребенка

А.Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция характеризует это порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношений к миру, общения со взрослыми и сверстниками.

 

Адлер выделил следующие сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок.

 

Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категории «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым – отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создание собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений: ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

 

Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. На нем сконцентрировано все внимание родителей: они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше его обеспечить. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. Вместе с тем, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего ребенка драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею ещё с кем-то приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».

 

Младший ребенок в семье – предмет всеобщей любви. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в возрасте небольшая (до 4-5 лет): старший старается превзойти младшего и наоборот – младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием.

 

Старший ребенок, провоцируя младшего на различного рода состязания, являясь в них победителем, может высмеять его, демонстрируя свое превосходство. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из детей, чувство неуверенности в себе, проявление агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, буде склонен в силу преимуществ это позиции занять её и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».

 

Средний ребенок в семье – наиболее сложная позиция. С одной стороны складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой – нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций. Средний ребенок не имеет привилегий старшего, он как бы «ограничен» первым ребенком – сильным и способным. В тоже время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с ним, так кА не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми.

 

Если в семье рождаются близнецы, то в их психологическом развитии возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект. Они позже начинают говорить. Это объясняется тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться, как к двум разным людям. Лучше не одевать их одинаково, поощрять развитие их индивидуальных интересов и склонностей.

 

Средний ребенок, испытывая чувство отвержения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой послушности и услужливости в надежде заслужить любовь родителей, либо вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой.

 

Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется полом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают рождение второго ребенка и охотнее принимают свою новую семейную роль – помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Младшие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола. Это объясняется тем, что экологические «ниши» самоутверждения у мальчиков и девочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверждения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и подражания младшего ребенка старшему.

13 января 2018 в 12:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.